Регистрация/Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 54 гостей онлайн

Ссылки

novostnoj sajt administracii krasnogvardejskogo rajona

Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года Стратегия экономического и социального развития Санкт‑Петербурга на период до 2030 года

Нет коррупции

Памятные даты военной истории России

Дополнительное образование Санкт-Петербурга

Для слабовидящих

Размер шрифта

Логопедический пункт

Учитель-логопед высшей категории Манжосова Светлана Павловна рада приветствовать Вас.

Логопед – специалист, занимающийся профилактикой и коррекцией нарушений устной и письменной речи.

В каких случаях родителям следует обратиться к логопеду:

  • речь ребенка неразборчива и непонятна для окружающих
  • ребенок неправильно произносит звук
  • до подросткового возраста сохранилось неправильное звукопроизношение (картавость, шепелявость и др.)
  • недостаточный словарный запас
  • грамматические нормы языка не усвоены
  • неправильно согласуются слова
  • ребенок не владеет связной речью (расстройство экспрессивной речи)
  • трудности в обучении чтению и формировании письма

Проблемы с письмом и чтением у школьников:

  • пропуски, перестановки букв
  • нелепые ошибки – не дописывает окончания, забывает ставить точки
  • не применяет орфографические правила

Работа логопеда может строиться в зависимости от сложности и устойчивости нарушений речевого развития:

  • индивидуально
  • в групповой форме

Речевое нарушение не исчезает самостоятельно, без специально организованной коррекционной работы. Пожалуйста, помните об этом!

Уважаемые родители!
Добро пожаловать в логопедический пункт (каб. №313) на консультацию:
каждый четверг с 16-00 до 18-00.
Предварительная запись по тел.: 8-953-343-14-39

 

Диагностика устной и письменной речи младших школьников

Пояснительная записка

logopedist 01Логопедическое обследование устной и письменной речи детей, в котором рассмотрена проблема преемственности в создании комплексного подхода диагностики, способствующего формированию и сохранению здоровьесберегающего пространства.

Цель:

  • выявление уровня речевого развития, характера и этиологии выявленных нарушений
  • отслеживание динамики в речи ребенка

Правильно проведенное обследование позволяет:

  • дать полное и точное заключение состояния речи учащихся начальной школы
  • установить степень выраженности нарушения в каждой возрастной группе
  • подходить системно к анализу нарушения
  • выявить первооснову дефекта речи, либо его вторичность
  • определить относительно сохранные функции и процессы
  • выбрать эффективные пути, а также средства коррекционно-развивающей работы.

Основная задача учителя-логопеда при обследовании – правильно оценить все проявления речевой недостаточности каждого воспитанника с учетом возрастных особенностей. Обследование речевого развития школьников включает в себя диагностику устной речи, которая проводится учителем-логопедом в несколько этапов.

При обследовании устной речи школьников необходимо учитывать:

1 класс: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), звукопроизношение;
2-3 классы: знаки звукобуквенного анализа и синтеза, словообразования и словоизменения;
4 класс: уровень сформированности письма и чтения, владение связной речью;
5- 6 классы: понимание сложных лексико-грамматических конструкций, владение речью как планирующей, регулирующей, коммуникативной функцией.

Таким образом, обследование устной речи включает в себя диагностику всех основных компонентов речи:

  • звукопроизношение
  • фонематические процессы
  • лексику
  • грамматику
  • связную речь и т.д. с обязательным сбором данных о ходе раннего речевого развития, что помогает установить более точно вид, характер и степень тяжести выявленного дефекта.

Особое внимание необходимо уделять проблеме нарушения письменной речи школьников – одной из самых важных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение – цепи начального обучения – превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Поэтому необходимо своевременно выявить и преодолевать расстройства письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся на последующие этапы обучения.

Поэтому обследование письменной речи включает диагностику чтения и письма. В обследовании письменной речи младших школьников необходимо выявить:

  • правильное соотношение звук — буква
  • обозначение мягкости согласных; последовательность букв в слове
  • смешение, перестановки, замены букв (и их элементов), слогов по оптическому, артикуляционно-акустическому признаку.

В среднем же звене учитывается проявление уровня сформированности орфографических, синтаксических и пунктуационных навыков, развития связной речи.

В структуру каждого логопедического занятия входит:

  • мотивационная установка
  • коррекция звукопроизношения
  • развитие фонематического анализа и синтеза
  • лексико-грамматические упражнения
  • развитие связной речи
  • неречевых процессов
  • развитие мелкой моторики
  • рефлексивный анализ

logopedist 02Индивидуальная коррекционная работа по постановке правильного звукопроизношения проходит через основные этапы обучения:

  1. подготовительный (отработка сохранных звуков, гласных звуков, комплекса артикуляционной гимнастики)
  2. постановка звуков (от более легких к сложным)
  3. автоматизация (изолированно, в слогах, словах, предложении, фразе)
  4. дифференциация по мере постановки звуков (изолированно, в слогах, словах, предложении, фразе).

Речевая коррекция должна проводиться параллельно с занятиями психолога, на которых идет целенаправленная работа по коррекции психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия.

Подготовительный этап

Задачи:

  • уточнить речевые возможности детей, уровень сформированности языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь)
  • развивать и совершенствовать фонематические представления;
  • определить состояние коммуникативных умений и навыков;
  • осуществлять развитие и совершенствование психологических предпосылок к активной учебной деятельности.

I этап – Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

Задачи:

  • развивать фонематические процессы; формировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слов с использованием изученных к этому времени в классе букв и отработанных терминов;
  • автоматизировать поставленные звуки, закреплять звуко-буквенные связи.
  • формировать готовность к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова. )

II этап – Восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи

Задачи:

  • уточнить значение имеющихся у детей слов,
  • обогатить словарный запас как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  • уточнить значение используемых синтаксических конструкций;
  • развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

III этап – Восполнение пробелов в формировании связной речи

logopedist 03Задачи:

  • формировать навыки построения связного высказывания,
  • формировать программирование смысла и смысловой культуры высказывания,
  • развивать логику, точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, в отборе языковых средств,
  • формировать практические представления о тексте, умения и навыки анализировать текст,
  • совершенствовать умения и навыки,
  • осуществлять в процессе диалога такие высказывания, как сообщения, побуждение к действию, получение информации, обсуждение, обобщение, доказательство, рассуждение.

Коррекция дисграфии и дислексии обучающихся 3-4 классов с нормальным психологическим развитием, который рассчитан на два года обучения, которые включают в себя 7 направлений коррекционной работы:

  1. развитие фонематического слуха, анализа и синтеза
  2. дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство
  3. состав слова
  4. дифференциация букв, имеющих оптическое сходство
  5. согласование
  6. управление
  7. работа с текстом.

Коррекция дисграфии и дислексии обучающихся 3-4 классов, имеющих ЗПР, СПЗ и не успевающих по предметам. Содержание данного блока рассчитано для работы с 3-4 классами на два года обучения включает 9 направлений коррекционной работы:

  1. развитие фонематического слуха, анализа и синтеза
  2. дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство
  3. дифференциация букв, имеющих оптическое сходство
  4. состав слова
  5. согласование
  6. управление
  7. работа с текстом
  8. чтение и пересказ текста
  9. составление рассказов

logopedist 04Диагностический этап, который решает следующие задачи: проводить анализ письменных работ, процесса чтения; определить состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем); проверить состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи;выявлять индивидуальные особенности таких психических процессов, как: мышление, внимание, память; выявлять наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта. На данном этапе при проведении диагностики следует подключать школьного психолога. Диагностика проводится в период с 1 по 15 сентября или при необходимости (вновь прибывшие дети) в течение учебного года. Длительность этапа 9 часов.

Подготовительный этап, задачи: уточнить созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфографией (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления); проводить работу по: развитию таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, сравнение, сопоставление; развитию внимания, памяти; коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики); осуществлять параллельную работу совместно с психологом на снятие у ребёнка “страха письма”; неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям; активизировать соответствующий темам словарный запас. Длительность этапа 17 часов.

Коррекционный этап, работа которого направлена на преодоление дизорфографических нарушений. Она проводится на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях по направлениям, соответствующим основным видам ошибок. При необходимости возможно параллельное проведение работы по устранению нарушений звукопроизношения, чтения и письма. Длительность этапа – 103 часа. Его особенность заключается в том, что он является переходным между первым и вторым этапами (45+58).

Заключение

Таким образом, каждый учащийся после логопедической диагностики и определения основного речевого нарушения включается в коррекционно-образовательный процесс в логопедическом пункте образовательного учреждения в соответствии с уровнем своего развития (норма, ЗПР, СПЗ) для профилактики возможных и устранения имеющихся дефектов.

Все результаты обследования фиксируются в речевой карте, которая составляется на каждого обследуемого учащегося-логопата.

При переходе из класса в класс начальной школы возможность полноценной коррекции при объективной необходимости по срокам продляется.

 

Особенности речевого развития дошкольников

osobennosti_rechevogo_razvitiya_doshkolnikov

  1. Правильное произношение всех звуков русского языка
  2. Умение различать на слух звуки речи, например, звонкие-глухие согласные, свистящие-шипящие звуки и т.д
  3. Умение правильно согласовывать различные части речи русского языка, например, числительные и существительные: пять цыплят, (а не «цыпленков»), семь яблок (но не «яблоков»)
  4. Умение составлять предложения или связный рассказ на заданную тему, используя в речи сложные предложения

Если у ребенка отмечаются нарушения по всем четырем параметрам, в этом случае говорят об общем недоразвитии речи. Впоследствии оно может привести к стойким грамматическим ошибкам на письме и даже к неспособности овладеть навыками письма. Конечно же, прежде всего надо исправлять нарушение произношения, уточнять артикуляцию отдельных звуков. Ребенок должен уметь соотносить звук, произношение которого было нарушено с соответствующей буквой. С такими нарушениями работает только логопед. Надеяться на то, что ребенок сам научиться правильно говорить можно только до 4 лет. А после этого необходимы регулярные занятия со специалистом.

 

Развитие речи через вопросы

Развитие речи через вопросы

Недостаточное развитие устной речи часто возникает у детей, которые поздно заговорили (после 3 лет). Научно доказано, чтобы у ребенка развивалась речь, необходимо давать ему возможность слушать грамотную речь взрослых и, конечно же, говорить, высказывая свое мнение. Речь взрослых для ребенка - идеальный образец, которому он подражает. Обычно, дошкольникам нравится работать по картинкам. Этот интерес стоит использовать в работе над развитием речевых навыков. Самое простое – задавать ребёнку вопросы об иллюстрации.

Какие вопросы следует задавать, рассматривая картинку:

  1. Что ты видишь на картинке?
  2. Какой рассказ по этой картинке можно составить?
  3. Чем развеселила, огорчила или удивила картинка?
  4. Чем бы ты закончил рассказ?
  5. Чтобы ты еще дорисовал на этой картинке?
  6. Предложить ситуацию: «Я начну рассказ, а ты продолжи». «Ты начни рассказ, а я продолжу». «Оцени мой рассказ».

При этом родителям нужно уметь не только задавать вопросы ребенку, но и отвечать на вопросы детей. Дело в том, что умение формулировать вопросы ребёнком также является одним из способов формирования грамотной речи. А потому родителям нужно взять за правило не только с уважением относиться к вопросам малыша и давать на них ответы, но и поощрять самостоятельную мыслительную деятельность. Например, таким простым способом, как ответным вопросом «А как ты думаешь?».

Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства, гуманность, тактичность к окружающим людям. Ответы взрослых должны не только обогатить речь дошкольника новыми речевыми оборотами, но и побудить к новым размышлениям. Если ответы на вопросы ребенка недоступны пониманию малыша, не бойтесь сказать: «Пока ты мал и не можешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на этот вопрос».

Мелкая моторика

Мелкая моторика

Не все дошкольники могут легко запомнить написание печатных букв и цифр. Это очень распространенное явление. Нередко родители воспринимают это как проблему. А дело всего лишь в том, что ребенка рано начали обучать написанию печатных букв. И возникает сложность, при которой дошкольник воспринимает букву не как символ, обозначающий звук, а как рисунок. Скажем, ему все равно в какую сторону повернута буква С, Э, Я или Е и цифры 3, 6 или 9. Раннее обучение письму ложится на незрелую мелкую моторику, а это приводит к повышенной утомляемости руки, спазмам мышц. В результате формируется не только плохой почерк, но и в процессе обучения в школе ребенок не будет успевать за общим темпом письма в классе.

Учитывая это, родители могут направить свои усилия не на обучение письму, а на развитие мелкой моторики:

  • фиксировать правильное положение руки при удержании ложки, так как захват ложки и карандаша одинаковое
  • учить управляться с пуговицами и шнурками
  • штриховать и раскрашивать рисунки, обводить их по контуру
  • лепить
  • учить конструировать из бумаги (оригами)

Выполнение этих заданий будет способствовать развитию руки, и, в дальнейшем, тетради первоклассников порадуют и вас, и самого ученика.

 

Усидчивость

Усидчивость

Еще одна из особенностей многих дошкольников, которая очень беспокоит родителей – неусидчивость. Несмотря на то, что дети разные , в возрасте 6 – 7 лет ребенок должен выдерживать учебную нагрузку в течение 30 минут. Не всегда на уроке ему приходится делать то, что он хочет, чаще – что надо, и к пониманию этого ребёнка надо приучать до школы. Это «обучение» не требует от родителей особых знаний. Следует прививать навыки через повседневные дела. Например, пусть ребенок через «не хочу» убирает игрушки. Определите круг обязанностей малыша: чистить зубы, складывать одежду, ухаживать за хомячком. Если «не хочу» слишком громкое, постарайтесь объяснить ребенку, почему "нужно".

 

Интерес к чтению

Интерес к чтению

Часто родителей волнует проблема нежелания шестилетнего малыша читать самостоятельно. Не хочет читать сам, хотя и умеет. Большинство детей, поступающих в школу, умеют читать, в основном, по слогам. Не преувеличивайте возможности ребенка. Читая по слогам, он может прочитать только «Репку», а ему хочется услышать истории про Незнайку и про Дениску, и про Карлсона. Без помощи родителей здесь не обойтись.

Некоторые родители ошибочно считают, что если ребенок научился читать до школы, то в школе на уроках ему будет скучно. Но ведь на уроке дети будут знакомиться с другими понятиями о звуке, букве, слове. Более того, умеющие читать ребята могут прочесть задание в учебниках, т.е. чтение станет способом обучения. Для развития интереса к чтению родителям надо подбирать художественные произведения, соответствующие возрасту. Шести-семилетнему ребенку не предлагайте прочесть «Гарри Поттера» или «Властелина Колец».

Все малыши любят, когда им читают, но, к сожалению, не у всех родителей хватает на это времени. Тогда как ученые доказали, что больше всего пользы приносят детям чтение сказок. Именно благодаря им развивается не только речь, но и воображение, включаются эмоции. Начинайте знакомство с художественной литературой со сказок. Кстати, психологи доказали, что читать ребенку вслух нужно до 15 лет. А общая тема для обсуждения обязательно найдется.

 

Какие признаки должны насторожить родителей

Какие признаки должны насторожить родителей

  • В шесть лет малыш ни разу не попросил научить его читать или рассказать про буквы;
  • ребенок не в состоянии заниматься одним делом в течении 10-15 минут (рисовать, лепить, собирать пазлы);
  • не может вести разговор даже на самые простые темы, на вопросы отвечает одним словом;
  • у ребенка есть нарушение произношения;
  • на занятиях в детском саду или в детском центре не воспринимает инструкцию, данную всей группе, считает, что это к нему не относится.

Если вы заметили такие проявления у своего малыша, обязательно обращайтесь к логопеду, психологу, нейропсихологу, педагогу дошкольного образования. Не пытайтесь справиться сами с этими, пока еще небольшими проблемами, путем увеличения объема заданий, или длительности занятий. Такой подход не только не поможет ребёнку, но и вызовет вполне законный негатив, который будет гораздо сложнее корректировать.

 
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня71
mod_vvisit_counterВчера408
mod_vvisit_counterЗа наделю995
mod_vvisit_counterПред. неделя3476
mod_vvisit_counterМесяц14751
mod_vvisit_counterПред. месяц4212
mod_vvisit_counterВсего356489

Ваш IP: 54.198.176.157
 , 
Сегодня: 25 Апр 2017