Регистрация/Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 95 гостей онлайн

Ссылки

novostnoj sajt administracii krasnogvardejskogo rajona

Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года Стратегия экономического и социального развития Санкт‑Петербурга на период до 2030 года

Нет коррупции

Памятные даты военной истории России

Дополнительное образование Санкт-Петербурга

Для слабовидящих

Размер шрифта

Младший школьный возраст

Ребенок идет в школу. Как помочь ребенку найти правильную дорогу через школьные годы, сохранить познавательный интерес, радостное мироощущение, здоровье?

Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия в основном на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывая, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует переживает размышляет оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо еще и в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем.

Взрослым необходимо знать, что в первые месяцы школьной жизни важнее не чистота в тетради, а успешность освоения ребенком так называемой позиции школьника.

В позиции школьника можно выделить три «кита»:

  • умение ребенка слышать педагога и выполнять его инструкции;
  • умение контролировать свое поведение и сдерживать непосредственные импульсы (например, выкрикнуть с места);
  • умение преодолевать трудности.

Последний "кит" самый важный, потому что большинство детей смотрят на переход в школу как на приятное событие, но не готовы к ситуациям, когда "трудно", "скучно", "не получается".

 

Памятка родителям младших школьников

При поступлении вашего ребенка в школу в его жизни происходят серьёзные изменения, которые непосредственно влияют на его внутренний мир и отражаются на психике. Вот некоторые психические изменения, которые происходят с вашими детьми при поступлении в школу:

Ребенок становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.

  • Безусловный авторитет взрослого постепенно снижается, и всё большее значение начинает приобретать детское общество.
  • Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. У учащихся первых классов, как правило, высокий уровень учебной мотивации, которая на протяжении обучения может постепенно снижаться.
  • С началом обучения в школе память ребенка становится сознательно регулируемой;
  • Объем внимания значительно увеличивается (в 2 раза), повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
  • Формируется произвольное поведение. Ребенок становится, самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях.
  • Ребенок способен оценивать свой поступок с точки зрения его результатов и планировать дальнейшие действия.
  • Ребенок начинает утаивать свои переживания, внешне он не такой как внутренне (могут происходить эмоциональные всплески из-за неустойчивости психического равновесия).
  • Происходит рост стремления к достижениям успеха (мотив достижения успеха или мотив избегания неудач).
  • Ребенок осознаёт свою уникальность, стремится к совершенству, а затем начинает стремиться к лидерству.
  • Ребенок учится приобретать друзей, находить общий язык с разными детьми.

 

Рекомендации родителям первоклассников:

  1. Постарайтесь не относиться к школьным проблемам ребенка формально. Когда ребенок приходит из школы постарайтесь заменить типичные вопросы: «Как дела?» и «Какие сегодня получил оценки?» на вопросы более содержательного ответа. Например: «Что интересного сегодня было на уроках?», «Что тебя сегодня порадовало в школе, а что огорчило?» и т.п. С помощью этих вопросов вы дадите понять ребенку, что относитесь к его проблемам серьезно и с пониманием, а также создадите между вами те доверительные отношения, которые вы сможете пронести через всю жизнь.
  2. Поддерживайте контакт с педагогами. Таким образом, вы будете знать их требования и сможете ориентироваться в учебном процессе.
  3. Дайте ребенку почувствовать себя взрослым и самостоятельным . Самостоятельность порождает чувство ответственности. Не собирайте ему портфель, дайте возможность одеться так, как он сам этого захочет. Если вы все же не согласны с его выбором ,постарайтесь не давить авторитетом, а разобраться в ситуации с помощью я- высказываний и безличных предложений .Пример Я-высказывания с применением безличного предложения: «Надо же я думала что галстуки-бабочки не носят с джинсовыми костюмами ,или сейчас так модно?»
  4. Старайтесь хотя бы несколько минут в день посвятить неформальному общению с детьми, поиграть в игры, которые интересуют ребенка, поговорить на интересующие его темы.
  5. Не запрещайте детям выражать свои чувства ,а наоборот старайтесь побудить их этому.
  6. Стимулируйте поддержание порядка и соблюдения режима дня.
  7. На начальном периоде адаптации дети стремятся быть похожими на своих одноклассников : носить то ,что носят другие ,говорить так ,как говорят другие .Этот период временный ,но постарайтесь отнестись к нему с пониманием. Если ваш ребенок не хочет удобный легкий портфель, а просит разноцветный рюкзак в который можно посадить его самого, пойдите на некоторые уступки, так как для вашего ребенка это может быть важнее ,чем кажется на первый взгляд.
  8. Если у вашего ребенка возникли трудности в общении с одноклассниками и он поделился с вами своей проблемой, не ограничивайтесь фразой «ещё 10 раз помиритесь» или «ну и не дружи с ним и, они тебя не достойны». Постарайтесь глубже проникнуть в проблему ребенка, поддержите его (но жалость здесь тоже не лучший помощник),постарайтесь найти выход вместе.
  9. Дайте возможность вашему ребенку самому выбирать себе друзей. Приглашайте их в гости, возьмите с собой на дачу. Так вы сблизитесь со сверстниками вашего ребенка, что будет очень важно для вас впоследствии.

 

Наказание как метод воспитания ребенка

Наказание – это закрепление взаимосвязи между нежелательным поведением и обидой, болью, злостью как его следствием.

Предполагается, что из страха наказания ребенок будет избегать плохого поведения. Поэтому вопрос о его применении должен решаться самими родителями. Если им важно определенное поведение, которого они добиваются, применяя наказания, то должны знать, что ребенок будет их бояться. Обычно склонны применять наказания те взрослые, которых наказывали в детстве. Однако в этом случае есть риск того, что дети привыкнут к наказаниям, и они перестанут быть действенными. Или же ребенок будет проявлять желаемое поведение только в присутствии взрослых. А может быть «оторвется» в подростковом возрасте, когда родители наказывать уже не смогут.

Что же делать, если ребенок плохо себя ведет? Для начала понять причину такого поведения: он устал, не хватает тепла и внимания со стороны взрослых, видит негативный пример старших. Может, у него низкая самооценка, и, поступая против воли родителей, он чувствует себя сильнее? А в подростковом возрасте это способ получить одобрение сверстников. Причин может быть много. И в зависимости от них стоит подбирать «лечение», а не «снижать головную боль анальгином», допуская, что "болезнь примет хроническую форму".

Рекомендации:

  • Старайтесь постоянно уделять внимание достоинствам ребенка. Хвалите его. Тем самым Вы создаете дополнительную мотивацию для того, чтобы школьник руководствовался девизом «Буду делать хорошо и не буду плохо».
  • Ни в коем случае не стоит наказывать ребенка чтением (музыкальными занятиями, физическими упражнениями и т. п.)- тем, что он должен делать добровольно, от чего должен и может получать радость.
  • Будьте справедливы к детям. Не злоупотребляйте наказаниями, применяйте их, только если совершен проступок действительно серьезный, по-настоящему Вас огорчивший.
  • Прежде чем применить наказание, спрашивайте себя о целях, которых пытаетесь добиться. А ведет ли к этой цели путь, выбранный Вами?

 

Подростковый возраст

 

Отношения взрослых с подростками

Существенное условие успешного развития подростков - приобретение ими самостоятельной позиции, для чего им необходимо освободиться от прямого влияния родителей. Напротив, оставаясь в слиянии с родителями, подросток не проходит нормативный кризис, не приобретает реальной взрослости, зрелости, ответственности за свои поступки.

Парадокс ситуации состоит в том, попытки так называемого "отделения" от влияния семьи в подростковом возрасте чаще всего трактуются взрослыми как потеря любви к родителям.

Хотя само понятие "отделение подростка" неточное, поскольку его итогом становится не разрыв с семьей, а установление новых - партнерских - взаимоотношений, в которых родители и подросток способствуют развитию друг друга. Теперь они находятся в равных позициях и через диалог, а не поучение помогают друг другу в решении своих уникальных жизненных задач.

В случае нарушения этого процесса впоследствии можно предполагать либо полное эмоциональное отстранение молодого человека от своей семьи, либо установление довольно мучительной амбивалентной связи: отделяюсь - чувствую вину - присоединяюсь обратно - чувствую гнев - отделяюсь и т. д.

При всей важности отделения подростка от семьи нужно иметь в виду, что данный процесс редко протекает без осложнений. Основные причины этого можно отнести либо к характеру семьи и внутрисемейных отношений, либо к особенностям самого подростка. Хотя, безусловно оба факта взаимосвязаны.

 

Памятка родителям младших подростков:

В младшем подростковом возрасте появляется так называемое «Чувство взрослости». Школьник остро ощущает, что он уже не ребенок, и требует признания этого от окружающих взрослых. ЧВ выражается в стремлении к независимости, самостоятельности.

  • Происходит потеря авторитета взрослого.
  • В этот период присваиваются прежде всего внешние атрибуты взрослости (образцы, которые подростки находят в подростковой субкультуре), появляется желание делать что-то общественно полезное и значимое.
  • Нравственное развитие приобретает новый смысл, вопросы морали и справедливости становятся на первое место.
  • Если в этот период возникают конфликтные ситуации с ребенком, стоит выражать и аргументированно отстаивать свою позицию. Именно доброжелательное противодействие часто является для подростка наиболее значимым.
  • Сложность ситуации заключается в двойственности требований подростка. Он нуждается одновременно в том, чтобы проявлять самостоятельность, как взрослый, и в опеке, как ребенок.
  • В 12 лет возрастает интерес к своему внутреннему миру.
  • Чувство защищенности, безопасности все еще крайне важно для подростка.

 

Рекомендации родителям подростков:

  1. Важно обсуждать с подростками проблему прав и обязанностей каждого человека, в том числе и родителей, по отношению к самому себе. Ребенок должен знать и понимать, почему его наказывают или почему он не должен себя вести так или иначе. Он не должен думать, что у родителей плохое настроение или им просто нравится ругать его.
  2. Внимательно выслушайте ребенка, даже если его поступок вас категорически не устраивают или противоречат вашим убеждениям. Учите ребенка аргументировать свои действия и поступки.
  3. Установите правила в семье, но в таком случает следите за тем, чтобы правила распространялись на всех членов семьи (требуется их четкое выполнение от всех членов семьи), иначе ребенок будет думать, что он ущемлен или не такой как все, раз их выполнение требуют только него, а остальные могут делать все что хотят.
  4. Если у ребенка нет увлечений, помогите ему в его поиске. Увлечения позволяют ребенку личностно развиваться.
  5. Уважайте потребность ребенка в уединении, в личной жизни. Этот принцип требует некоторой дистанции, что может показаться для некоторых родителей невозможным. Но следите за тем, чтобы уединение не было регулярным и длительным по времени, так как это говорит о проблемах в личной жизни подростка.
  6. Избегайте крайностей: давать полную свободу так же неверно, как и категорически запрещать.

Список используемой литературы:

Хухлаева О.В. Статья для родителей и педагогов для размещения на сайте школы / Справочник педагога-психолога.- 2013.- №8.- С.69-74

Федорова Е.А. Лекционные материалы

Куклина Л.Н. авторские разработки

 
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня113
mod_vvisit_counterВчера408
mod_vvisit_counterЗа наделю1037
mod_vvisit_counterПред. неделя3476
mod_vvisit_counterМесяц14793
mod_vvisit_counterПред. месяц4212
mod_vvisit_counterВсего356531

Ваш IP: 54.198.176.157
 , 
Сегодня: 25 Апр 2017